Дни защиты от экологической опасности в Красноярском крае

Внимание! Ответы на задания дистанционной олимпиады принимаются до 31 августа 2007 года

Задания экологической олимпиаы для молодежи

Старшие классы (10-11)

Задание 1.
Белки, входящие в состав организма, сильно различаются, однако известно всего 20 видов аминокислот, из которых они образуются. Объясните, с чем связаны их отличия.

Задание 2.
Известно, что миопатия Дюшена, сопровождающаяся мышечной дистрофией, наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но отец жены болен миопатией. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, генотип и пол ожидаемого потомства и вероятность появления больных детей.

Задание 3.
Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения единства происхождения животного мира.

Задание 4.
Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали.

Задание 5.
В хвойном лесу обитают популяции бабочек, гусеницы одной из которых имеют светло-коричневую, а другой – темно-коричневую окраску. Какие популяции гусениц будут доминировать в еловом, а какие – в сосновом лесу? Ответ поясните.

Задание 6.
Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35-40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуется как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготной по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом.

Задание 7.
В промышленных районах Англии на протяжении XIX-XX веков увеличилось число бабочек березовой пяденицы с темной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

Задание 8.
Почему на первых стадиях дробления зиготы у животных каждая клетка сохраняет способность давать начало новому организму, а на стадии 16 и более бластомеров эта способность клетками утрачивается?

Задание 9.
Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях.

Задание 10.
В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

Задание 11.
Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. Обитает в естественных условиях, питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Задание 12.
В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы и РНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

Задание 13.
Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300. ответ поясните.

Задание 14.
Какие функции выполняют в организме человека разные звенья анализатора?

Младшие классы (6-9)

Задание 1.
В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Задание 2.
Объясните, почему эритроциты крови человека в дистиллированной воде набухают и лопаются, а амеба в аналогичных условиях не погибает.

Задание 3.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Кольчатые черви – это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из отдельных сегментов. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Задание 4.
Какие изменения в строении тела позволили позвоночным животным освоить наземно-воздушную среду обитания?

Задание 5.
Каковы характерные признаки царства грибов?

Задание 6.
Растения мятлика лугового, произрастающего на пастбищах в местах выпаса скота, имеют более низкий рост по сравнению с особями того же вида, растущими там, где выпаса не было. Объясните причину этого явления.

Задание 7.
Как человек использует бактерии в практической деятельности?

Задание 8.
Между организмом и окружающей средой непрерывно происходит обмен газами. Осуществляется газообмен у всех организмов путем диффузии. Газообмен происходит на дыхательной поверхности, например, поверхности тела, легких, жабр. Какими особенностями должна обладать дыхательная поверхность, чтобы на ней мог осуществляться газообмен с достаточной интенсивностью? Ответ обоснуйте.

Задание 9.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.1. Моллюски – тип беспозвоночных животных, которые произошли от древних кольчатых червей. 2. Моллюски имеют замкнутую кровеносную систему. 3. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги. Многие имеют голову. 4. Кальмары, осьминоги - брюхоногие моллюски. 5. Моллюски, обитающие в воде, дышат только с помощью жабр.

Задание 10.
Каковы характерные признаки строения лишайников?

Задание 11.
Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе? Объясните, почему.

Задание 12.
Какие изменения в строении тела позволили позвоночным животным освоить водную среду обитания?

Задание 13.
Почему при отсутствии сапрофитных бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?

Задание 14.
Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют «придонными фильтраторами».

Задание 15.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Основные классы типа членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные – три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик – сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью легочных мешков и трахей.