Дни защиты от экологической опасности в Красноярском крае

Дистанционная школа учебно-исследовательской и проектной деятельности молодежи «Экология и мы»

Сроки проведения - июнь - июль 2007 года первого этапа и в течение следующего этапа.

Место проведения - ИЕиГН СФУ, НОЭП при администрации Красноярского края.

Актуальность

Несмотря на то, что в настоящее время проблемы экологии являются одними из важнейших, стоящих перед человеческим обществом, уровень знаний по экологии и уровень понимания проблем экологии все еще низок. Причиной этому является как перегруженность стандартных школьных программ и невозможность включения в них крупных экологических разделов, так и недостаточная оснащенность общеобразовательных школ учебниками по экологии, научно-методической литературой, специальными программами внешкольного дополнительного образования. Кроме того, удаленность школьников от ведущих вузов и научно-исследовательских институтов краевого центра часто не позволяет им полноценно заниматься учебно-исследовательской работой. Поэтому, необходимо было создать и постепенно расширять сеть дистанционного образования, позволяющую оказывать методическую помощь учителям и школьникам в проведении исследовательской работы в области биологии, экологии, охраны окружающей среды. Слабое взаимодействие школ и их учителей-биологов с центрами дополнительного экологического образования и вузами - одна из наиболее острых проблем в области экологического образования и воспитания населения края.

Цель проведения обеспечить более качественную подготовку школьников по биологическим и экологическим наукам, помочь юным талантам в выполнении научно-исследовательской и проектной деятельности в местах их проживания через дистанционное образование с привлечением ведущих преподавателей вузов и специалистов научно-исследовательских институтов, а также представителей общественных экологических организаций, таких как НОЭП при администрации Красноярского края.

Задачи работы

Основными задачами мероприятия стали: оформление созданного сайта дистанционной школы учебно-исследовательской и проектной деятельности молодежи «Экология и мы», подготовка дистанционных образовательных курсов, проведение Конкурса школьных и студенческих экологических проектов, организация дистанционного форума для школьников и учителей по проблемам экологии и защите от экологической опасности, позволившие: содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии; предоставить критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды и комплексного решения социальных, экономических экологических проблем; повысить уровень воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию у подрастающего поколения; способствовать личностному росту, саморазвитию, самореализации, самоактуализации учащихся.

Программные направления

Биологический факультет ИЕиГН СФУ предлагает курсы лекций, тесты и задания, методические пособия по проведению научно-исследовательской и проектной работы со школьниками. Сотрудники и преподаватели факультета, члены НОЭП при администрации Красноярского края предоставляют соответствующие методические пособия и рекомендации по проведению той или иной учебно-исследовательской работы, а также оказывают помощь в интерпретации полученных данных и подготовке работ в реферативной форме, которые впоследствии могут быть представлен учениками на школьных научных конференциях и семинарах регионального и всероссийского уровней.

Темы занятий, по которым ведется обучение детей, распределены по основным дисциплинам:

  1. Биосфера (включает основные положения учения о биосфере; основные биогеохемические функции живого вещества биоты биосферы: концентрационная, энергетическая, деструктивная, транспортная, средообразующая, газовая, окислительно-восстановительная, биохимическая, информационная функции, биогеохимическая деятельность человечества; структура биосферы; круговорот веществ в биосфере).
  2. Экологический туризм.
  3. Ботаника (включает изучение морфологии и определение систематического положения растений, геоботанику).
  4. Зоология (включает изучение беспозвоночных суши, позвоночных животных по следам жизнедеятельности и голосам).
  5. Физиология и экология растений (включает изучение физиологических процессов зеленого растения; формирование иммунитета растений; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты; гормоны; биологически активные вещества; методы физиологии растений).

В процессе работы дистанционной школы учебно-исследовательской и проектной деятельности молодежи «Экология и мы» расширен созданный сайт дистанционной школы учебно-исследовательской и проектной деятельности молодежи. Проведен конкурс для авторов обучающих программ. Лучшие обучающие программы выставлены на сайте дистанционной школы. Ведутся дистанционные образовательные курсы. В результате прохождения курсов, школьники, освоив методики научных исследований, пишут исследовательские работы, с которыми могут выступить на конференциях различного уровня. В ходе работы они получают как общие, так и специальные компетентности, необходимые для дальнейшего образования и самореализации личности. Проведен Конкурс школьных и студенческих экологических проектов. Итоги Конкурса и награждение авторов лучших проектов будут приурочены к проведению Краевого молодежного экологического движения «Нам жить в XXI веке». Организован дистанционный форум для школьников и учителей по проблемам экологии и защите от экологической опасности.

Программа дистанционной школы учебно-исследовательской и проектной деятельности молодежи «Экология и мы» (курсы лекций, задания, тесты и методические рекомендации для самостоятельного выполнения исследовательских работ с заданиями для школьников) представлена в приложении 3. Более подробно с ней можно ознакомится, просмотрев соответствующий раздел, где размещаются все материалы проекта по мере их поступления.

Результаты работы

Оформлен созданный сайта дистанционной школы учебно-исследовательской и проектной деятельности молодежи «Экология и мы», подготовлены дистанционные образовательные курсы и программа, проведен Конкурс школьных и студенческих экологических проектов (итоги Конкурса и награждение авторов лучших проектов будут приурочены к проведению Краевого молодежного экологического движения «Нам жить в XXI веке»), организован дистанционный форум для школьников и учителей по проблемам экологии и защите от экологической опасности.

Работа дистанционной школы учебно-исследовательской и проектной деятельности молодежи «Экология и мы» позволила: содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии; предоставить критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды и комплексного решения социальных, экономических экологических проблем; повысить уровень воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию у подрастающего поколения; способствовать личностному росту, саморазвитию, самореализации, самоактуализации учащихся.

Эффективность проведения работ

Осуществление дистанционного экологического образования подталкивает школьников к самостоятельному обретению, добыванию, «открытию» знаний (только в этом случае они станут для них значимыми); пробуждает интерес детей и их постоянную потребность в приобретении новой образовательной информации; позволяет молодежи, независимо от места их проживания и учебы, получать и передавать приобретенные знания с применением современных информационных технологий - электронной почты и интернета; учиться анализировать и обобщать экологическую информацию; вступать в отношения сотрудничества и коммуникации для эффективного взаимодействия со всеми участниками проекта; вести наблюдения и исследования на местности, касающиеся природных явлений и процессов; применять экологические знания в повседневной производственной и бытовой деятельности, включая правила поведения в окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценку хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.